ребенок сидит на диване и сам занимается (читает)

Мотивация ребенка к обучению. Что надо делать, чтобы мотивация появилась и стала устойчивой

Ни для кого не секрет, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Начиная с детского сада, и заканчивая обучением в средних и высших учебных заведениях. Именно потребность личности в освоении нового, позволяет ей адаптироваться к изменяющимся требованиям общественной жизни. И, в частности, быть всегда востребованным и компетентным работником. Поэтому так важно привить здоровую потребность к обучению с детства. А также мы должны понимать, что мотивация ребенка к обучению не возникнет сама собой. Мы должны помочь ребёнку найти те потребности, ради удовлетворения которых он будет постоянно двигаться вперёд.

девочка в розовой кофте перелистывает на коленях большую книгу
внутренняя мотивация ребенка к учебу — это достойная цель каждого родителя, потому что это не так просто

Конечно, если Вы посредственно относились к обязанностям родителя, то будет сложно создать доверительные отношения за короткий срок. Но если Вы готовы меняться, то и это Вам под силу. Начнем с того, что Вам следует научиться правильно использовать похвалу, чтобы превратить ее в мощный педагогический инструмент. Более подробно о том, как это сделать можете найти тут. Это поможет Вам в общении с ребенком. А также в процессе преобразования внешней мотивации во внутреннюю, но обо этом ниже.

Нам необходимо понимать, что существуют две группы мотивов, побуждающих ребёнка к действию.

Это внешние мотивы, например, получение хорошей отметки или, наоборот, боязнь получения плохой; похвала учителя или признание родителей. То есть, маленький Саша упорно сидит за уроками, чтобы папа, который зачастую занят на работе, обратил внимание на пятёрку, которую он получит.

мальчик сидит в библиотеке и листает большую книгу с большими иллюстрациями
внешняя мотивация ребенка нужна, но только до тех пор пока малыш не заменит ее внутренней

Внешняя мотивация ребенка почти всегда неустойчива, потому что без напоминания взрослых или при смене внешних обстоятельств она теряет свою актуальность.

Нам следует постараться заинтересовать ребенка развитием его внутренней мотивацией. Это потребность в приобретении новых знаний, стремление развить свои умения и качества. А также, заинтересованность самим процессом обучения и его результатом.

Мотивация нашего ребенка, каким образом помочь развить?

Очень важное средство в развитии мотивации — это постановка цели (в прошлых постах мы рассказывали, как ставить краткосрочные цели по методике S.M.A.R.T.)

девочка с разноцветными резинками на волосах обкрутила волосы вокруг лица
мотивация ребенка зависит от умения ставить краткосрочные цели

Например, мы с ребёнком ставим цель: научиться бегло читать. Важно, чтобы ребёнок тоже был заинтересован в этом. Поэтому, мы должны создать мотивацию к регулярному чтению.

дети в школе сидят за партами, пока учитель объясняет урок, мотивация ребенка
профессиональные педагоги могут заинтересовать ребенка, но родители должны помочь укрепить эту мотивацию

Мы можем:

  1. Начать заниматься с ребёнком в необычной форме обучения. Это могут быть занятия-путешествия (прочтение литературы избранной страны, знакомство с зарубежными писателями и их произведениями, изучение достопримечательностей выбранной страны); занятия-сказки (использование загадок, чтение народного эпоса, басен, пословиц и поговорок); развлекательные занятия (чтение шуток, «вредных советов», юмористических рассказов, например, М. Зощенко и В. Драгунского).
  2. Создание проблемной ситуации. Предложите ребёнку прочитать те произведения, в которых ярко ощущается противостояние двух мнений (для возраста 5-7 лет могут подойти такие книги как: К. Булычев «Приключения Алисы», С. Аксаков «Аленький цветочек», Фр. Баум «Страна Оз», Л. Бессон Бессон Люк «Артур и минипуты», Р. Киплинг «Маугли»). Попросите ребёнка рассмотреть конфликт персонажей с различных позиций, провести сравнение их действий, сформулировать выводы из ситуации, изложит интересующие его вопросы. Предложите малышу высказать своё собственное мнение и логически его обосновать.
  3. Постарайтесь привлечь ребёнка к оценке его собственной деятельности. Это важно, потому что, изучать результаты своей работы, ребёнок начнёт осознавать, что от него требуют учителя и понимать, к какому эталону необходимо стремиться.
мотивация ребенка, команда девочек по футболу сидит на скамейке в спортивной форме
общественное мнение играет большую роль в формировании мотивации детей

Итоговая цель или чем еще помочь?

Мы предлагаем Вам, помимо обозначения цели, к которой вы с ребёнком стремитесь, обозначить ступени продвижения к ней. Тем самым, оглядываясь назад, вы сможете оценивать динамику ваших стараний. Это будет положительно влиять на формирование мотивации, потому что ребёнок будет понимать, что раньше он чего-то не умел, а теперь умеет, и это задокументировано и оценено самым важным человеком для него — Вами.

Подходите к выполнению заданий легко и с чувством юмора. Поймите, мы стараемся привить малышу стремление учиться, потому что это здорово и весело, а не «натаскиваем» его на беспрекословное подчинение обязательствам школы.

мотивация ребенка, девочка сидит на стопке книг и читает
у каждого ребенка свой путь развития, не гоните его, а помогайте проявить себя с лучшей стороны

Помните, наша цель — воспитание счастливого и успешного ребенка. Только заботой, пониманием и содействием мы сможем этого достичь.

С любовью, Университет Воспитания “Sharkun”

Поделиться ссылкой: